Ситуация в соседней Грузии по ряду объективных причин не
может не волновать армянское общество и власть. В этом контексте,
организованная журналистской организацией Go Group Media экспедиция для 8
коллег из Армении, Азербайджана и Грузии с целью ознакомления с нарастающим в
последнее время в Грузии конфликтом на религиозной почве, представляла для нас
особый интерес. Организованная с 19-23 сентября при поддержке финского фонда
VIKES экспедиция, посетила два региона в которых особенно осложнились отношения
между мусульманской и христианской общинами: Аджарию и Самцхе-Джавахети. В
обоих регионах мы получили возможность оценить ситуацию на месте свежим
взглядом, встретились с местными жителями, экспертами, представителями местной
власти.
Ситуация в Грузии обросла предвестниками обострения после
сделанного в январе 2013-го министром культуры и туризма Турции Ертурулом
Гюнаем заявления о согласии Грузии на выделение территории под строительство
новой большой мечети в Батуми. Речь шла также о реконструкции двух мечетей в
Самцхе-Джавахети и Аджарии. Взамен Анкара взялась отреставрировать грузинские
церкви на своей территории. Тбилиси до сих пор не сделал ответного заявления,
подтверждающего или опровергающего намерения Турции, воздерживаясь от
публикации подробностей переговоров по данному вопросу. В целом в 2013 году
волнения на религиозной почве прокатились по Аджарии, Самцхе-Джавахети,
Квемо-Картли, Кахетии. И подобная параллельность межрелигиозных противоречий
между мусульманами и христианами не может не вызывать ряда вопросов, главный из
которых состоит в том за рубежом или же во власти находятся силы
заинтересованные в накале и итогах межрелигиозного конфликта в Грузии.
Так уж получилось, что ни официальные, ни остальные наши
источники, с которыми мы общались в Тбилиси, Аджарии и Самцхе-Джавахети ответа
на этот вопрос не дали и дать по определению не могли. Впрочем, это выглядело
вполне закономерно. Поэтому журналистам оставалось лишь догадываться о природе,
сути и причинах происходящего, отталкиваясь от высказываний и главное
противоречий в высказываниях наших ньюсмейкеров. Все мусульмане, с которыми мы
встречались как в Аджарии, так и в Самцхе-Джавахети как один уверяли, что
Турция никакого отношения к строительству мечетей в Грузии не имеет. Меж тем,
то что в Аджарии функционируют мусульманские религиозные организации
финансируемые правительством Турции с целью обращения максимального количества
населения в ислам является фактом. По словам местных жителей, ряд местных
девушек и юношей после обучения в турецких медресе возвращаются на родину и
успешно пропагандируют ислам. Существуют такие медресе и непосредственно в
Аджарии. Также очень трудно поверить, что жители очень небольшого села Чела в
Адигенском районе Самцхе-Джавахети, занимающиеся исключительно скотоводством,
смогли самостоятельно набрать пожертвования в десятки тысяч долларов
необходимые для строительства мечети, приобретения и доставки в село
минарета.
30 августа проживающие в Батуми мусульмане вышли на акцию
протеста с требованием разрешения на строительство еще одной большой мечети. В
ходе нашего общения с аджарскими мусульманами все они заявляли, что действующая
в городе мечеть не вмещает всех верующих, и многим из них приходится молиться
прямо на улице. Мусульмане также заявляли, что еще прежние власти обещали им
построить новую мечеть, но обещания так и не выполнили. Отметим, что всего в
Грузии 204 мечети, а в
Аджарии они есть в практически каждом горном селе. Сегодня
мусульмане готовятся построить новую мечеть на собственные пожертвования. В
ходе беседе с имамом батумской мечети выяснилось, что аджарские мусульмане с
этой целью собрали несколько десятков тысяч лари. Назвать точную сумму
необходимую для строительства мечети имам затруднился, однако ясно, что для этого
масштабного проекта понадобятся миллионы долларов. Сколько лет будут собираться
пожертвования, неясно, тем не менее, мусульмане готовы начать строительство
хоть сегодня. Примечательно, что мусульмане Аджарии хотят построить новую
большую мечеть в Батуми не где-нибудь, а именно на месте мечети имени султана
Абдула Азизе, построенной в Батуми в 1870 году в честь завоевания Турцией этой
части Грузии. Практически рядом находится братская могила юнкеров, боровшихся
против турецкой оккупации в 1918 году и погибших на той самой батумской
набережной. Именно поэтому православные испытывают не самые положительные
эмоции к инициативе восстановления мечети имени султана-завоевателя. Более
того, в ходе беседы с православными аджарцами выяснилось, что они с неприязнью относятся
к экономической экспансии Турции в Грузии, которая воспринимаются ими как часть
плана чуть ли не восстановления Османской империи. Собственно, турецкое
присутствие ощутимо и в самом Тбилиси. Достаточно пройтись по одному из
центральных проспектов, проспекту Агмашенебели, чтобы в этом убедиться. И на
сегодня уже 40 тысяч граждан Турции имеют одновременно и гражданство Грузии.
Турки, по словам православных аджарцев,
подчёркнуто демонстрируют неуважение к местному населению и дело доходит до
драк.
Тем не менее, глава правительства Аджарской автономной
республики Арчил Хабадзе утверждает, что власти полностью контролируют
ситуацию, заверяя, что мечети имени Абдула Азизе в Батуми быть не может.
Чиновник убежден, что это невозможно хотя бы по той простой причине, что данный
участок батумской набережной занят совершенной иной инфраструктурой. Взамен
Хабадзе предлагает мусульманам расширить действующую мечеть, причем на деньги
госбюджета. По его словам, в ходе встречи с мусульманским духовенством выяснилось,
что 80% мусульман на такой вариант компромисса согласны, все упирается в отказ
остальных 20%. Подобный отказ глава правительства Аджарии считает плодом
диктовки Турции, в частности лично главы МИД этой страны и идеолога политики
неоосманизма Ахмета Давудолу. По мнению чиновника именно сделанное в Батуми
заявление Давудоглу о необходимости возвращения хотя бы религиозных границ
Османской империи в ее прежние пределы взвинтило ситуацию в Аджарии. По его
словам, лишь 20-25% аджарцев исповедуют мусульманство. И всего год-два назад их
религиозные позывы жестоко усмирялись дубинками прежнего правительства
националов возглавляемого Михаилом Саакашвили. Меж тем после прихода к власти “Грузинской
мечты” националы неожиданно превратились в лучших друзей мусульман, и активно
устраивают провокации с целью подпортить имидж новой власти. Не отстает от них
и православное духовенство, утыкавшее всю Аджарию крестами, крайне нервозно
воспринимаемых мусульманами. При этом, о мнении 13-тысячного армянского
населения 160-тысячного Батуми относительно строительства новой мечети в городе
чиновнику ничего не известно. Следует отметить, что параллельно с усилиями
мусульман в Аджарии сегодня предпринимаются активные и вполне успешные попытки
обращения в православную веру местное мусульманское население со стороны
Грузинской православной церкви. На строительство церквей и семинарий в
аджарских селениях ГПЦ тратит миллионы, кстати, Церковь, очевидно на эти цели,
ежегодно получает из госбюджета $25 млн. Остальные религиозные меньшинства не
получают ни копейки. Грузинская православная церковь также не обязана платить
налоги и таможенные пошлины на импортируемые товары.
Возмущение полумиллиона мусульман и неправительственных
организаций Грузии вызвал осуществленный 26 августа под ничтожным предлогом и в
грубой форме демонтаж минарета мечети в селе Чела Адигенского района
Самцхе-Джавахети. Минарет был демонтирован под защитой спецназа и даже
вертолетов и увезен в Тбилиси. Все жители пытавшиеся прорваться сквозь
спецназовское оцепление были жестоко избиты, а 9 человек арестовано. Полиция
обосновала данную антитеррористическую операцию тем, что минарет был установлен
без санкции местных властей и не прошел таможенного осмотра. Меж тем между
Грузией и Турцией подписан договор о свободной торговле, освобождающий минарет
от уплаты таможенной пошлины. 11 сентября власти призвали мусульман Челы с
целью получения разрешения на установление минарета обратиться в
соответствующие госструктуры. После масштабных акций протеста в Адигени и
Аджарии власти вроде бы решили вернуть минарет на место, но в Ахалцихе
автомашина с минаретом была встречена многотысячной толпой разъяренных
православных заявивших, что “минарет попадет в Челу лишь по их трупам”. После
этого православным священнослужителям с большим трудом удалось уговорить
верующих пропустить минарет, который был возвращен обратно спустя четыре дня
после демонтажа и складирован в 2
км от мечети, где и находиться под охраной полиции по
сей день. При этом и вывоз минарета и его установка возле мечети невозможны,
поскольку, несомненно, вызовут взрыв недовольства соответственно христиан и
мусульман.
Сегодня очевидно одно – минарет превратился в некое подобие
атомной бомбы именно усилиями власти, как прежней, так и нынешней. И как бы ни
старались определенные сегменты грузинского общества обвинить в этом
Патриархат, очевидно, что ГПЦ не может быть заинтересована, по крайней мере, в
открытом оскорблении религиозных чувств мусульман Грузии. В Патриархате не
могут не понимать, что акции по демонтажу минаретов уж точно не укрепляют
позиции православия, увеличивая степень ответной агрессии по отношению к ГПЦ.
Патриархия предпочитает проведение не очень шумной, но эффективной кампании по
крещению аджарцев-мусульман, “возвращающихся в религию своих предков”. И если
бы в этом скандале не было политики, Патриарх Илия II свободно общающийся с
муфтиями и религиозными деятелями всех конфессий, мог бы утрясти этот вопрос
посредством договоренностей с духовными лидерами мусульман. Однако, впереди 27
октября президентские выборы и в таком мощном оружии как религия нуждаются как “националы”
так и “мечтатели”. Так получилось, что само наличие минарета стало причиной
провокаций розни, которую без него организовать было затруднительно. Именно
этим фактором можно объяснить “оплошность” властей допустивших попадание
минарета на грузинскую территорию и его дальнейшую незаконную установку. Также
непонятно зачем нужно было демонтировать минарет, бить собственных граждан,
провоцировать православных. И мусульмане, и православные говорят о провокации,
затрудняясь с ее точным адресом. Называются Турция, националы в отдельных
случаях власть и ГПЦ.
Так или иначе, восстановление отложено на неопределенный
срок, как минимум, до президентских выборов, иного исхода едва ли можно было ожидать,
так как противников минарета представителей ведущей в стране религии –
православия власть раздражать не будет, изображая из себя “защитника
православия” с целью победы на президентских. В свою очередь, националы
изображают “защитников мусульман” с целью получения хотя бы второго места на
президентских выборах. Для Саакашвили крайне важно это место для того, чтобы
избежать забвения и как следствие возможного ареста. И для этого сгодятся все
средства, даже такие опасные как игра на религиозных чувствах собственных
граждан. И, к огромному сожалению, разменной монетой в этой грязной и опасной
игре становятся граждане Грузии, как православные, так и мусульмане.