Не могу не спросить: тяжело ли быть
женщиной-режиссером? Помнится, один раз режиссер Мария Саакян сказала, что режиссура
– не женская профессия.
Если ты так считаешь, то
лучше менять профессию. В мировом кинематографе много достойных имен женщин-режиссеров:
Лилиана Кавани, Кэтрин Бигелоу, Татьяна Лиознова... По-моему, в Армении быть
режиссером одинаково трудно и женщинам, и мужчинам.
А в чем именно состоит эта трудность?
Первая и главная причина -
ограниченные ресурсы, скорее - их отсутствие. Во-вторых, отсутствие кинопромышленности
во всем его объеме, то есть нехватка техники, кинопрофессионалов,
кинотеатров... И все вытекающие из этого последствия.
С какими трудностями вам пришлось столкнуться, когда
вы работали над своим фильмом "Залив полумесяца"?
Прежде всего - очень
маленький бюджет, вследствие чего у нас были ограниченные съемочные дни и невозможность
работы с высокооплачиваемыми профессионалами. Но не могу сказать, что в итоге я
не выполнила задуманное.
А что чувствует женщина, которая должна руководить
съемочной группой и большим актерским составом?
Кино - это вызов. Одинаково
беспощадный и к женщинам, и к мужчинам, и к дебютантам, и к мастерам. На самом
деле в съемочной площадке я не разу не вспомнила, что я женщина, которая руководит
30-ю мужчинами. И, думаю, что все женщины-кинематографисты об этом забывают.
Многие относятся к своим фильмам как к родным детям. У
вас такое же чувство?
У меня подавно, в прямом
смысле! Я снимала своих детей.
... А значит, вас беспокоила их дальнейшая судьба -
участие в фестивалях, выход в прокат?
Просто я хотела, чтобы как
можно больше людей посмотрели мой фильм. Прокат и фестивали – это дело
продюсеров.
И зрители "проголосовали билетами" за вашу
картину! И тут нельзя не спросить о главном: насколько армянский прокат
оправдывает надежды режиссеров? Ограниченное количество кинотеатров, маленький
рынок для реализации DVD…
Для Армении два кинотеатра - это
не прокат. Фильм “Залив полумесяца” вышел на большой экран в конце марта 2014-го,
и продержался до августа. Мы до сих пор получаем приглашения, и показываем ленту
на разных площадках. В марте этого года планируются показы и в Арцахе. Но при
всем этом наш маленький бюджет не окупился.
Если на окупаемость надеяться не приходиться, выходит,
что режиссеры в Армении вынуждены работать на голом энтузиазме?
Нужно оттачивать свое
мастерство и надеяться на большой прокат, вне Армении. Но здесь должна быть
государственная поддержка и действительно благоприятная почва для
международного копродакшна (совместного кинопроизводства).
Насколько я знаю, вы начинаете работу над новым
проектом. Расскажите о нем поподробнее.
Мой второй проект – фильм ''Локоны
моей бабушки'', которая основана на воспоминаниях моей бабушки Анаит. Это
история трех братьев, 6-14 лет, у которых после смерти родителей начинается
совершенно другая жизнь.
Бюджет фильма превышает
бюджет “Залива полумесяца”, так что проект невозможно будет осуществить
локальными средствами. Думаю, на экраны картина выйдет в 2017 году. Сейчас мы работаем
над сценарием.
Скажу по секрету - я читала синопсис “Локонов моей
бабушки”, и эта история просто потрясла меня.
Очень приятно, спасибо!
В этом фильме представлена история трагической любви.
А какую роль в вашей жизни играет любовь?
Любовь - это основа и
двигатель жизни. Все с этого начинается. И пока есть любовь, ничего не
кончается.