Г-н Эскин, одной из
проблемных точек в армяно-израильских отношениях является нежелание государства
Израиль признать Геноцид армян. Чем обусловлена такая позиция Тель-Авива? Ведь
даже если говорить о принципах и соображениях realpolitik, то отношения между
Израилем и Турцией сегодня не самые лучшие, хотя, быть может, не исключены и
более глубинные причины непризнания, расскажите немного о них.
К сожалению, из трагедии вековой давности политики успешно
лепят выгодные им сегодня схемы. Что же касается евреев и Израиля, то никто в
мире не сделал больше для обнародования резни 1915 года, чем мы. Напомню вам несколько
фамилий: Мандельштам, Моргентау, Лемкин. И я могу предоставить целый список
еврейских авторов, которые увековечили память жертв бойни 1915 года. К сожалению,
в ответ мы не только не слышим слов признательности, но в армянской среде за
последние годы внедрился навет на евреев - будто именно они сподвигли власти
Турции на те преступления. В 2007 году я посетил Ереван и был поражен уровнем
антисемитского накала там среди интеллектуалов. После этого я провел свое
исследование вопроса:http://avigdor-eskin.com/page.php3?page=6&item=500
Иными словами, при такой атмосфере очень трудно говорить о
единой позиции. Приняв армянскую версию истории, мы автоматически признаем
кровавый навет на еврейский народ и на сионистское движение. Скажите, признали
бы вы Холокост евреев, если бы в наших книгах писалось, что Гитлер и вся его
челядь были армянами или криптоармянами и что немцы убивали евреев по наущению
армян? Если уж говорим о том, кто кого признает или нет, то Ереван не признает
Иерусалим и Голанские высоты частью Израиля. Но мы не обидчивы…
Среди факторов,
препятствующих сближению наших стран, многие эксперты отмечают тесное
сотрудничество между Ереваном и Тегераном с одной стороны, и столь же активное
взаимодействие между Тель-Авивом и Баку, с другой. Насколько жизнеспособной
является такая точка зрения? Ни одна студия телеканала и ни одна газета, где бв полинизировали на эту тему так и не ответила на данный вопрос. Нельзя ли при желании найти какие-то точки
соприкосновения для противостояния общим вызовам в этом неспокойном регионе?
На сегодняшний день главным союзником Армении является Иран.
Это влияет на наши отношения не лучшим образом. Речь идет о режиме,
декларирующем целью своего существования наше уничтожение. Тем не менее,
при доброй воле с обеих сторон можно найти пути сближения. Ахмадинеджад сходит
со сцены, а реальные интересы Израиля и Ирана начинают во многом сближаться.
Арабская весна, политика агрессии Катара и его соседей, война в Сирии – все эти
факторы должны привести к протрезвлению реальных стратегов в Тегеране. В этой связи
надо напомнить, что до 1979 года Израиль и Иран был близкими партнерами. И я
верю, что мы можем вернуться к таким отношениям. И тут Армения может сыграть
особую роль, учитывая близкие контакты с Тегераном. Ваше правительство и ваше
агентство новостей могли бы пригласить в Ереван несколько уважаемых аятолл из
Ирана и авторитетных раввинов из Израиля для начала диалога на основе
традиционализма. Такой ход принес бы Армении немало пользы, как вы хорошо
понимаете.
Заместителем главы МИД
Израиля стал Зеев Элькин – политик, неоднократно выступавший с проармянскими
инициативами в Израиле. Как Вы думаете, внесет ли это обстоятельство
качественно новые реалии в отношениях между нашими странами?
Зеев Элькин уже много лет возглавляет армянское лобби в
Израиле. Привлекшие его к работе на Армению люди не просчитались: он стал
уважаемым и влиятельным политиком. Однако влияние его в данном вопросе
ограничено сейчас именно в силу занимаемой им должности. Улучшение отношений
между нашими странами реально на той основе, которую я вам предложил. Если
Ереван инициирует контакты между Израилем и Ираном на уровне
неправительственных организаций, а потом и расширит их, то можно будет выйти на
новый уровень отношений.
Насколько вероятной
сегодня является военная операция США и Израиля против Ирана?
Американский удар по Ирану сейчас не рассматривается всерьез.
И это очень хорошо. Не следует превращать кризис с Ираном в проблему
глобального характера. Что же касается Израиля, то мы не допустим
появления ядерного оружия в руках тех, кто открыто призывает к нашему
уничтожению. Израиль может справиться с этой задачей самостоятельно. На мой
взгляд, это надо было сделать уже год назад.
Какой позиции
придерживается Израиль по кризису в Сирии? Не представляет ли угрозу еврейскому
государству появление еще одного очага нестабильности у его границ, и какие
меры принимает Тель-Авив для разрешения ситуации?
Ситуация в Сирии очень сложная. За два года в Сирии погибло
в два раза больше арабов, чем за все 65 лет конфликта с Израилем. Весь мир
может понять на примере Сирии, что у нас за соседи. Там брат убивает брата с
чудовищной жестокостью. Представьте себе, что они сделали бы с нами,
представься им такая возможность… В самом конфликте Израиль сохраняет полный
нейтралитет. На то есть немало причин. Хотя “болеют”
у нас скорее за Асада. Больно уж знакомые лица извергов-террористов видим мы
среди главарей оппозиции. В этом смысле у нас выявляются общие интересы с
Ираном. Разумеется, военное руководство страны на чеку и готово к любым
провокациям на северной границе. Но реальной угрозы никто для нас не
представляет. Наше военное преимущество сейчас настолько очевидно, что нет
оснований для серьезной тревоги.
“Арабская весна” вместе со сланцевой революцией в США и
Европе откинет арабские страны в средние века. Через 5-10 лет их международное
влияние будет приблизительно таким же, как сегодня влияние Нигерии или Сомали. А
Израилю надо вести себя сдержанно, продуманно и не поддаваться на провокации в
пору максимальной турбулентности у соседей.
Реверансы Турции в
сторону арабского мира привели к серьезному ухудшению отношений с Израилем. На
Ваш взгляд, какую задачу для себя решала Анкара, идя на конфронтацию со
стабильным и мощным союзником в регионе?
Отношения между Израилем и Турцией всегда были
двойственными. С одной стороны, наше сближение естественно, ибо обе страны
относятся к неарабскому меньшинству на Ближнем Востоке. С другой же стороны,
негативное отношение в Турции к сионистскому движению и Израилю имеет свои
серьезные корни. Можно констатировать, что сегодня в турецких элитах
укрепилось самое негативное отношение к Израилю. Это мы видим и у исламистов и
также у националистов, мечтающих о “Великом Туране”. В самом же народе мы
наблюдаем обратные тенденции. Это относится и к среднему офицерскому составу.
Но эти проявления доброй воли и доброго отношения со стороны народа пока не
влияют на политику этой страны. В силу позиции Турции по Сирии и по
сектору Газы никаких серьезных сдвигов в лучшую сторону не предвидится. Мы
также наблюдаем в Турции рост реваншистских настроений. Израиль неизбежно
становится в этом случае конкурентом Турции и сдерживающей силой. Прогнозы на
будущее наших отношений весьма пессимистичны. В Турции прослеживается
возникновение пан-исламистской тенденции, основной идеей коей является
религиозная подпорка доктрине “Великого Турана”. Похоже, что Анкара будет
пытаться “подмять” под себя “арабскую весну”. В этой ситуации Израиль
становится для них главным препятствием для реализации своих планов.
Возвращаясь к теме отношений с Арменией, должен сказать, что
они могут улучшиться независимо от наших проблем с Турцией. Наша позиция по
интересующим Армению вопросам касается нашего видения ситуации, а не
продиктована нам Анкарой. Армения переживает сейчас трагический период своей
истории. Пример Израиля мог бы оказаться ей полезен во многом. Нынешний
кризис в наших отношениях можно преодолеть, если отказаться от лжи, зависти и
беспричинной ненависти. Простите, но слова организовавшего взрывы в московском
метро Степана Затикяна, произнесенные им в адрес евреев на суде еще в 1978 году,
не назовешь иначе (обращаясь к суду, Затикян заявил: “Я сам есть обвинитель, а
не подсудимый. Вы не подвластны меня судить, поскольку жидороссийская
империя — не есть правовое государство! Это надо твердо помнить” – ред.). Но мы видим среди
армян и тончайших людей и величайших мыслителей и мудрецов современности. К
этой категории я отношу Александра Мирзаяна. Его понимание еврейской мудрости и
основ Израиля поразительно. Его творчество и его теологические изыски –
высочайшая манифестация духа в современном мире. Если диалог будет выстроен на
таком фундаменте, то он приведет к созиданию и пониманию глубинных древних
корней нашего бытия.